« НазадНачало строительства Тенькинской трассы (к 85-летию) 26.06.2023 11:28Открытие несметных богатств в недрах Колымского края вызвало создание все новых и новых приисков, а единственным транспортным путем для доставки грузов на прииски Колымы оставалась бурная и порожистая река Бохапча. Строительство этой дороги стало необходимо, как воздух. После открытия рудника «Бутугычаг» было принято решение строить к нему дорогу. Любая дорога начинается с изыскания пути, по которому она пройдет. Начальником изыскательного отряда будущей Тенькинской трассы в середине декабря 1937 года был назначен М. К. Карпов, его помощником и техническим руководителем Леонов. Начинаться дорога должна была от поселка Палатка… В планшетах появились первые пунктирные линии… И так сорок дней. Только в начале февраля 1938 года по следам изыскателей пошли дорожники. Руководил строительством Тенькинского зимника – так называли его тогда – молодой техник Иван Шишов. «…От одного знака, оставленного отрядом, к другому вели они зимник. Так в составе управления образовалась первая дорожная дистанция тенькинского направления. На удобных местах из лиственничных бревен рубили неказистые домишки, бани, склады. …Как только 30 км были готовы, по зимнику прошел первый трактор с санями. Он вез хлеб и другие продукты дорожникам, сено и овес – лошадям. Вслед за ним прошли еще два трактора. Они везли продукты, нехитрое горняцкое снаряжение и бочки с горючим». Дорогу строили частями, но сразу везде. Это сначала была не дорога, а «автопролаз». Вот что писала газета о рейсе на Бутугычаг автоколонны из 24 ЗИСов, который состоялся в августе 1938 г.: «Трассу только-только наметили, пока шла отсыпка. Но рудник нуждался в продуктах, горюче-смазочных материалах. …До Детрина добирались неделю, от Детрина до Бутугычага пробивались еще трое суток. Эти километры были самыми трудными. Автопроезд до рудника «Бутугычаг» протяженностью более 200 км был открыт уже в 1939 году, но это был пока еще только улучшенный «автопролаз», а не дорога. Из воспоминаний Якова Арсеньева, доставлявшего осенью 1939 года 12-тонный локомотив на фабрику в Вакханку: «…Дорогу на Теньку за год подсыпали, построили мостики. До Детрина добрался за двое с половиной суток. Шел дождь, вода в реке поднялась на полметра. Пришлось переправляться через реку не своим ходом, как раньше, а на пароме». Полностью строительство Тенькинской трассы (Палатка – Усть – Омчуг – Фролыч) протяженностью 474 км было закончено только в 1952 году. Семь перевалов, бесчисленное количество больших и малых мостов, лавиноопасные участки – такова наша трасса. Строительство Тенькинской трассы позволило сократить доставку из Кадыкчана в Тенькинский район на 300 км и на 131 км сократить доставку грузов из Магадана в район Нексикана, Аркагалы и Индигирского промышленного района в Якутии. Спустя десятилетия после строительства Тенькинская трасса имеет огромное значение не только для района, но и для всей области, особенно в связи с вводом в строй рудников имени Матросова (АО «Полюс-Магадан) и «Павлик» (АО «Павлик»). Советуем прочитать: Грибанова И. В. Тенька. Виток спирали: исторический очерк (16+) / И. Грибанова. – Магадан: «Охотник», 2013. – 280 с., ил. и 10 карт. Гусаров В. Первый рейс на Бутугычаг (16+) / В. Гусаров // Ленинское знамя (Усть-Омчуг). – 1969. – 6 августа. Криворотов А. Дороги будут жить! (16+) / А. Криворотов // Территория. – 1996. – 24 октября. Малагин А. Зимник идет на Теньку (16+) / А. Малагин // Ленинское знамя (Усть-Омчуг). – 1972. – 5 декабря. Наровская Н. Г. Из истории изысканий и проектирования автомобильных дорог на Северо-Востоке (16+) // Колыма. – 1985. - № 6. – С. 35. Е. Ю. Мустафаева, гл. библиограф МБУК «МЦБС» |
8 (41344) 22-231 МБУК "МЦБС", электронный адрес: bibtenka@mail.ru
686050, Магаданская область, Тенькинский район, пос. Усть-Омчуг, ул. Горняцкая, д. 41
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система»