ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА
ТЕНЬКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Главная
/
Краеведение
/
Коренные малочисленные народы Севера, проживающие в Магаданской области
/
Коренные малочисленные народы Севера, проживающие в Магаданской области / 12+

Коренные малочисленные народы Севера, проживающие в Магаданской области / 12+

« Назад

Коренные малочисленные народы Севера, проживающие в Магаданской области / 12+  07.12.2022 06:40

Указом Президента РФ 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Что такое нематериальное культурное наследие? Это часть духовной культуры, передающаяся из поколения в поколение: язык народа, национальные праздники, обряды, ритуалы, верования, традиционные ремесла и промыслы, а также устное народное творчество – сказки, былины, песни и многое другое.

            В Указе о проведении Года культурного наследия народов России 2022 прописана основная задача этого года: продвижение народного творчества, сохранение культурных традиций, уникальных объектов культуры и памятников.

            Россия − огромная многонациональная страна. Каждый из её народов богат своим искусством, традициями и обычаями.

            На территории Магаданской области ведут свою работу 60 национально-культурных объединений: 9 национально-культурных организаций, 8 организаций коренных малочисленных народов, 36 родовых и территориально соседских общин коренных народов, 7 казачьих обществ, в их числе:

  1. Общественная региональная организация украинская национально-культурная автономия «Колыма – Славутич» в Магаданской область;
  2. Магаданская областная общественная организация «Ассоциация корейцев»;
  3. Магаданская областная общественная организация представителей татарского и башкирского народов «Алтын-Ай» «Золотой месяц»;
  4. Магаданская областная общественная организация «Содействие немцам «Немецкий дом»;
  5. Магаданская областная общественная организация представителей азербайджанского и дагестанского народов «Бирлик» (Единство);
  6. Магаданская городская общественная организация «Прибалтийское землячество «Колыма-Балтия»;
  7. Магаданская областная общественная организация «Грузинская национальная диаспора»;
  8. Магаданская областная общественная организация «Армянская диаспора»;
  9. Магаданская городская общественная организация представителей кыргызского народа «Кыргызстан»;
  10. Магаданская областная общественная организация «Бурятское землячество «Байкал»;
  11. Колымское окружное казачье общество Уссурийского войскового казачьего общества (Уссурийского казачьего войска);
  12. Магаданская городская общественная организация малочисленных народов и этнических групп Севера;
  13. Магаданская областная общественная ассоциация коренных малочисленных народов и этнических групп Севера.

Деятельность организации направлена на решение культурных, духовных, хозяйственных и социальных потребностей коренных малочисленных народов и этнических групп Севера, сохранение и развитие территорий в местах компактного проживания народов Севера как формы культурного наследия. Организация взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти в решении проблем социально-экономического развития КМНС, участвует в общественно-политической жизни региона. Издается газета Севера «Торэн» (в переводе с эвенского – разговор), в которой освещаются правовые, социально-экономические вопросы, а также вопросы сохранения родного языка, культуры и быта народов Севера.

Коренные народы Северо-Востока, проживающие на территории Магаданской области: чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки, ительмены и якуты.

В памяти аборигенного населения Магаданской области сохранилась интересная старинная легенда. Она повествует о том, что давным-давно, в незапамятные времена над землей засияло не одно, а сразу три солнца.

Они поднялись над горизонтом и стали немилосердно жечь землю. От их нестерпимого жара камни сделались мягкими, закипела вода в озерах. Люди и звери в страхе скрылись в пещерах, а рыбы ушли на самое дно.

Изо дня в день три солнца вставали над землей и уничтожали все живое, и не было от них спасения. Увидев, что людям и животным грозит гибель, орел решил им помочь. Он взял лук и стрелы, прицелился и поразил одно солнце, затем второе. А третье оставил на небосклоне: пусть светит всему миру и радует его. С тех пор у эвенов и юкагиров существует нравственный запрет на охоту на орла.

Солнце в мифах народов Севера и преданиях выступает как высоконравственное существо. У юкагиров праздник Шахадьибэ празднуется в день летнего солнцестояния. Ключевые моменты праздника – это кормление реки, встреча Солнца на восходе, «солнечная» арка, загадывание желаний и подарки солнечному божеству для их исполнения, игры, кормление костра и угощение гостей, круговые танцы.

Праздник Хэбденек с древних времен считался одним из самых главных у эвенов – самого многочисленного из древних народов. Населяющих территорию Магаданской области. Ко времени его начала пробуждалась после долгой зимы суровая наша природа, в реки начинала заходить «главная рыба» - лосось, которая весь наступающий год кормила людей. Чтобы стихии земли, воды, неба не очень досаждали кочевому народу в его повседневной нелегкой жизни, их старались задобрить особыми ритуалами и даже угощениями.

По понятиям эвенов, окружающий мир имеет жизненные циклы, подобные человеческим: он рождается, когда длинная ночь отступает под натиском длинного дня, растет и расцветает вместе с зеленым покровом, птицами и животными земли, увядает, как цветы и деревья к осени, и умирает в свой, предусмотренный духами, час…

К Хэбденеку эвены начинали готовиться с конца мая – начала июня – сразу после отела оленей, с него начинался отсчет времени, приход нового солнца. Считается, что чем больше соберется на этот праздник людей, тем больше уважения к себе почувствуют духи природных стихий. Поэтому в условленное место на праздник съезжались оленеводы всех ближайших кочевий, родовыми семьями.

Полагалось встречать этот праздник сытым. Забивали самого жирного оленя, готовили свежевыловленную рыбу. Но прежде, чем насытиться самим, «угощали» этой пищей огонь и воду – источники благополучия людей тайги и тундры. Чтобы те не гневались, не насылали на людей наводнения и пожары.

Коренные жители Тенькинского района

            Первопроходцы Сергей Владимирович Обручев и Дмитрий Владимирович Вознесенский, положившие начало освоению Теньки, в своих отчетах отмечали, что основным коренным населением в 1928 году здесь были якуты. Они появились в верховьях Колымы около 150 лет назад и поселились в урочищах Оротука и Таскана, позже расселившись вверх по реке. И вот ниже по течению Колымы против устья Теньки закладывается поселок Тэнька, состоящий из 5-6 юрт. Он непостоянный, поселенцы в случае неурожая трав откочевывали в Оротук или Санга-Талон.

            Территорию нынешнего Тенькинского района и соседних с ним районов населяли эвены и якуты задолго до прихода первооткрывателей на Колымскую землю. На огромной территории, свыше 80 тысяч квадратных километров, проживало всего около 280 человек коренного населения, которые вели полукочевой образ жизни, изредка меняя места стойбищ, жили в юртах, занимались оленеводством, коневодством, разведением крупного рогатого скота, охотой, рыбной ловлей, заготовкой пушнины. Хозяйства были разбросаны по территории до 300 км. Еще до установления советской власти в личном хозяйстве якутов поголовье лошадей доходило до 300, крупного рогатого скота – до 500 голов. Семьи эвенов имели более 10 тысяч голов оленей.

            Поселение Оротук расположено в северо-восточной части Тенькинского района на высокой террасе р. Тыэллах в огромной излучине левого берега р. Колымы. Оно было первым административным центром на этой территории. В 30-е годы в поселении Оротук имелось всего несколько жилых изб, стоящих на расстоянии двух-трех километров одна от другой, интеграл (кооперативная торгующая организация), не было школы и больницы.

            Первый сельский совет в Оротуке был образован в 1931-1932 годах. На тот момент поселение входило в состав Дальневосточного края. В 1932 году открыта первая школа. Размещалась она в якутской юрте. В 1936 году в сельском совете появился фельдшер.

            В 1937 году образовано товарищество по совместной обработке земли «Красная Звезда», в дальнейшем оно реорганизовано в сельхозартель, потом в совхоз «Сталинец», колхоз «Оротук», совхоз «Оротук». Двадцать один год, начиная с 1965 года, возглавлял совхоз Дмитрий Григорьевич Протопопов.

            На 1 января 1938 года коренное население Оротукского сельсовета насчитывало 241 человек72 семьи. По национальному составу: 65 якутских и 7 хозяйств кочующих эвенов. В этих годах в состав Оротукского сельского совета входили населенные пункты: Оротук, Тыэллах, Санга-Талон, Кулу, Берелёх, Талон, Аян-Урях, Олас, Орго-Талон, Интас, Чигичинах, Хатыннах, Сардынах.

            На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1958 г. № 324 решением исполнительного комитета Магаданского областного совета депутатов трудящихся от 23 октября 1959 г. № 416 внесены изменения в административно-территориальные границы между Сусуманским и Тенькинским районами и территория Оротукского сельского совета передана из Сусуманского района в административное подчинение Тенькинскому району.

            Территория Оротукского сельсовета составила 4128 км. Село Оротук являлось административным центром сельского совета, находилось на расстоянии 218 км по наземной трассе и 120 км по прямой воздушной трассе от райцентра. Транспортное сообщение осуществлялось по зимнику, а в летний период единственным видом транспорта был воздушный.

            В 1965 году в состав Оротукского сельсовета входили поселки: Оротук, Тыэллах, Ёлочка, Чигичинах, Хатыннах, Ухомыт, Веселый, Зайчик. Население насчитывало 1276 человек.

             В начале 90-х происходит реформирование органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с Указом Президента РСФСР «О порядке назначения глав администраций» от 25.11.1991 г. № 239 постановлением главы Тенькинского района от 24.12.1991 г. № 10 полномочия председателя Оротукского сельского совета Афанасия Дорофеевича Егорова сложены, он назначен главой Оротукской сельской администрации.

            В 1993 году прекратил свою деятельность совхоз Оротук. На его базе было образовано ТОО «Оротук», путем объединения земельных и имущественных паев граждан, которое просуществовало до 1999 года.

            В 2003 году закрываются учреждения культуры, Оротукская школа, больница. Ликвидированы поселки Ёлочка, Старый Оротук, Чигичинах, Эхбы, решением Магаданской областной Думы от 29.05.1996 года № 28. Постановлением Магаданской областной Думы от 29.12.2003 года № 717 ликвидированы поселки Мустах, Хатынах. В административно-территориальном подчинении Оротукской сельской администрации с 2004 года остается один населенный пункт – село Оротук. С 2007 года село Оротук включено в границы межселенной территории муниципального образования «Тенькинский район» согласно Закону Магаданской области от 2 ноября 2007 г. № 898-ОЗ «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

            На сегодняшний день на территории Оротукской сельской администрации в селе Оротук не функционирует ни одно предприятие, отсутствуют социально-культурные и бытовые заведения. Население села переселено в другие населенные пункты: пос. Усть-Омчуг Тенькинского района и пос. Стекольный Хасынского района.

            В библиотеке ведется краеведческий систематический каталог, в котором содержится информация обо всех книгах и статьях из газет и журналов, посвященных Тенькинскому району, его истории, культуре и коренным народам, которые населяли эту территорию задолго до прихода сюда русских. Также ведется электронный краеведческий каталог «Тенькинский район». Каталоги и картотеки библиотеки будут полезны всем, кто интересуется историей своей малой родины, а также могут помочь при работе над рефератом, докладом, проектом.

 

                                         Е. Ю. Мустафаева, главный библиограф МБУК «МЦБС»



Примерный вопрос?
Другой вариант ответа?
Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.

8 (41344) 22-231 МБУК "МЦБС", электронный адрес: bibtenka@mail.ru

686050, Магаданская область, Тенькинский район, пос. Усть-Омчуг, ул. Горняцкая, д. 41
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система»

Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
Выберите услугу:
это поле обязательно для заполнения
Вес груза:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Заказать
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена